Задумайся, не боишься ли ты себя? Может, твои подмышки постоянно потеют, когда ты на людях, или у тебя дрожит голос, и ты не можешь с собой справиться? Ты не знаешь, что может выкинуть твои комплекс в следующий момент, и ненавидишь себя за это все больше и больше? Как правило, мы боимся всего, чего не знаем, потому что все новое для нас потенциально опасно. Первый шаг. чтобы перестать себя бояться. — понимание, что этот страх — твой. Он принадлежит тебе так же, как нога и рука, это — часть тебя. Сам по себе страх абсолютно естественен и нормален, и его задача — предупреждать тебя об опасности. В основе его возникновения лежит какая-то реальная проблема, поэтому страх не нужно подавлять. Результатов это не принесет, а сил отнимет очень много. Ты можешь общаться со своим страхом, рассматривать его особенности, разговаривать с ним, шутить, в конце концов ты можешь постараться его понять. Преврати страх в своего союзника, и тогда, как верный друг, он укажет тебе направление, в котором надо двигаться. Если ты боишься своих краснеющих щек или дрожащих рук. не подавляй страх, а просто узнай себя получше. Чею именно ты боишься в общении с людьми? Когда ты этого боишься и при каких обстоятельствах? Что тебя толкает в пучину страха и неуверенности, какое «особенное» удовлетворение ты от этого получаешь? Пойми, что свои комплексы нельзя оценивать, ставя им оценку «хорошо» или «плохо». Сам факт оценки комплексов уже говорит о заниженной самооценке. Ты привыкаешь, приучаешься думать, что можешь быть хорошим или плохим в зависимости от того, вспотел ты, например, сегодня, получая нагоняй от начальники или нет. Неудовлетворенность своими действиями, конечно, вещь полезная, так как позволяет добиваться высокого результата. Но тотальная нсудовлство|>енность собой, претензии к собственному «Я» и страхи, что оценку твоей жизни будут производить окружающие но некоторым стандартам, — крайне вредны. Занимаясь самоедством, развивая в себе комплексы подобного рода, ты занимаешься чепухой, тратишь драгоценное в|>емя- Почему 9 Давай поиробч ем оценить кра (-ту моей левой ноги. Хороша йога или плоха? Вот мне кажется, что длина моего мизинца хороша. Она прекрасна, так как полностью отвечает моим представлениям о всех мизинцах на левых ногах. Л вот средний палец, конечно, подкачал. Какой-то он длинный, кривоватый и. по-моему, некрасивый. Ни у кого я такого страшного пальца не видела. Пожалуй, я начну комплексовать по поводу своего среднего пальца на левой ноге. Тем более, что ты. после услышанного от меня признания, уже относишься ко мне не так. как раньше, и наверняка считаешь, что с такой уродливой левой ногой (н не менее уродливой правой) мне нельзя носить открытые босоножки. II хогя ты меня ни разу не видел, я. безусловно, прислушаюсь к твоему мнении». Я никогда теперь не буду носить открытые босоножки. Обещаю! Ну, а теперь скажи, не бред ли весь этот монолог? Бред, но очень похожий на те слова, что мы произносим про себя каждый день, опасаясь, что окружающие только спят и видят, лишь бы нас поразглядывать да покрнтико-ва гь? Только об этом и думают. Весь парадокс заключается в том. что окружающие сами дрожат от мысли, что мы сейчас начнем их разглядывать и оценивать. Практически все люди, с которыми мы общаемся, тоже боятся выглядеть перед нами глупо или смешно. Они дрожат, мы дрожим, а на самом деле никому ни до кого, кроме себя, нет дела. Все слишком заняты своими комплексами. Не забывай об этом, когда накатывает волна смущения или приступ самобичевания, постарайся избавиться от напряжения прямо сейчас, махни рукой на всех, подними правую руку вверх и резко опусти со словами... Ты ведь лучше меня знаешь, что себе нужно сказать, чтобы расслабиться?!
Привычка все оценивать, ударяясь в крайности (хорошо - плохо, добро — зло, красота — уродство и т.д.), настолько въелась в нашу природу, что мы забываем о других вероятностях. Это как в геометрии. В зависимости от направления взгляда смотрящего, любой предмет может казаться человеку двухмерным. Но стоит чуть-чуть изменить угол зрения, и предмет становится трехмерным, четырехмерным, пятимерным и так до бесконечности. Все зависит от того места, в котором ты находишься в настоящий момент. Отойди в сторону хотя бы на один шаг, и ты окажешься в совершенно другом измерении. Любой предмет может изменить свою форму и объем. У любой монетки достоинством в копейку есть две стороны — орел п решка. Но есть также и ребро, правда? И почему тогда мы рассматриваем свою многомерность и многоликостъ лишь в одной плоскости, с точки зрения «это хорошо, а это плохо»? Ведь можно «шагнуть в сторону* и увидеть, что твои комплексы — это хорошо, плохо и еще. например, безумно интересно. Интересно, что есть новая возможность узнать себя. Интересно догадаться, как твой комплекс позволяет тебе «стричь купоны» с других люден. Интересно понять, когда комплекс может быть полезен. Интересно, поковыряться в своих старых o6iuax и претензиях. Интересно почесать в затылке, размышляя о том. что теперь тебе с новыми знаниями делать. Интересно приложить свой старый и родной комплекс к новой ситуации и посмотреть, что из этого выйдет. Новый угол зрения иод названием «интересно» — это двигатель машины, которая везет нас к росту и самопознанию. Попробуй из машины вытащить двигатель, посмотрим, далеко ли ты на ней уедешь?
Посмотрим на великих
Важно не то, с чем человек родился, а то. как он этим распоряжается.
А. Адлер
Прежде всего, давай договоримся о том. кто такие «великие люди». Почему-то считается, что великие люди и люди простые — это два совершенно разных вила представителей рода человеческого. В отличие от нас, у великих существ есть рога и копыта, три или четыре глаза и гениальность. Поспешу развеять этот миф. Великие люди — это
не существа с другой планеты, странные и непонятные. Это не боги, прекрасные н недосягаемые. Это такие же люди, как ты и я, которые что-то совершили в своей жизни Их действия как-то повлияли на нашу жизнь, и поэтому мы отнесли их в разряд «великих» и «крутых». Мы молимся на них. приводим их жизнь себе в пример и плачем, кусая подушку, что мы — люди маленькие, и ничего подобного сделать никогда не сможем. Комплекс «маленького человечка» — дескать, время свершении прошло: все острова в океане открыты и все законы придуманы. Как бы не так! Только представь, может, в соседнем дворе запускает в луже бумажные кораблики новый Колумб или Тур Хейердал, а в подъезде малюет неприличные слова новый Рафаэль? Возможно, в твоей квартире растет или уже вырос самый великий злодеи человечества, и этот злодеи — ты. А может» ты — вторая мать Тереза, которая перевернет мир своей любовью? Откуда ты знаешь, что тебе недоступно то самое, «великое»?